Гаджеты прочно вошли в наш обиход. Произошло это естественным путем и дети наряду со взрослыми стали активными пользователями даров технического прогресса.
На что стоит обращать внимание родителям, выстраивая взаимоотношения с ребенком в семье, где буквально членами семьи являются мобильный, компьютер, телевизор и планшет и т. д. знает психолог Юлия Донец.
— Юлия, как воспринимает младенец самый простой гаджет — мобильный?
— Сейчас новорожденный воспринимает телефон как продолжение мамы. Ведь мама все время с телефоном. Поэтому телефон для младенца – это живой объект, который встроен в систему «ребенок→ мама». И эта система теперь выглядит, как «ребенок→ гаджет→ мама».
— В этой системе гаджет – это препятствие к маме?
— Я бы не называла мобильный ни препятствием, ни помощником. Если давать ему определение в данной системе, я бы сказала, что он – элемент, который искусственно создан людьми, но естественным способом встраивается в систему взаимодействия ребенка и мамы. Ребенок с пеленок его идентифицирует как базовый элемент общения.
— Элемент общения с кем? С мамой?
— С мамой, а, соответственно, и со всем остальным миром. И это очень странно, так как такого раньше – в детстве современных родителей – не было. Сейчас ребенок воспринимает телефон (как и любой гаджет), как необходимую для жизни вещь. Но это не истинная роль гаджета. Любой гаджет создан для упрощения и улучшения качества жизни, но он не является необходимой для выживания вещью.
— В каком возрасте, на ваш взгляд, стоит приучать ребенка пользоваться гаджетами?
— До трех лет нельзя пользоваться ничем – ни компьютером, ни телевизором. Это связано с психологическим и физиологическим развитием малыша. После трех лет гаджеты стоит вводить в жизнь ребенка по мере необходимости. Я согласна, к примеру, с МОЗ, а они рекомендуют дошкольнику проводить у компьютера или телевизора по 10-15 минут в день три раза в неделю.
— Когда следует покупать ребенку телефон или компьютер?
— Если ребенок в пять лет готов звонить бабушке и для него это важно, то в этом случае можно купить ему телефон. Но если вы собираетесь покупать мобильный или компьютер шестилетнему ребенку для того, чтобы он на нем играл, то лучше пусть он это пока делает на родительском телефоне или ноутбуке.
Компьютер можно приобретать тогда, когда он будет ребенку необходим для работы в школе. При этом родителям следует отдавать себе отчет, что контролировать его собственный гаджет уже не стоит. Контролируя гаджет, вы контролируете и жизнь ребенка, а контроль не является хорошей техникой воспитания. Важно ребенка самого научить контролировать свое пользование гаджетом до того, как вы ему его купите. А затем просто обращать его внимание на взаимодействия с техникой, конечно, не забывая о личном примере.
— Но ведь так велико искушение контролировать поведение ребенка с помощью гаджета.
— Да, искушение велико. И это является основной ошибкой в выстраивании отношений родителей с малышом через гаджет. Папа с мамой не учатся договариваться с ребенком, не дают ему возможности проявлять различные эмоции, а подстраивают его под себя, делая удобным и управляемым.
— Как иначе могут поступать родителям? Возьмем конкретный случай – ребенок отказывается кушать, а мама говорит ему: «Сядь, поешь, а я тебе дам iPad «.
— Это хороший пример того, как быть не должно. В нашей культуре с советским прошлым и так накоплено множество задач с неумением выражать агрессию или принимать собственные чувства и чувства другого человека. Здесь же получается, что ребенок выражает свои чувства родителю – отказ от еды – и мама отсылает его к гаджету, а не помогает ему научиться справляться со своими чувствами.
В данном случае маме лучше выдержать злость ребенка и сказать ему: «iPada не будет и ты будешь кушать». Или «Если ты не будешь кушать, то будешь ждать обеда». Важно, чтобы это не звучало как наказание, и у ребенка был выбор, к примеру: «Выбирай – кушать или нет, но через 15 минут мы должны выходить из дому». Если же вы торгуетесь с ребенком, как в приведенном в вопросе примере, то у него выстраивается логическая цепочка: «Я злюсь, а мне за это конфету. Класс! Буду все время так делать».
— Но ведь вообще не давать гаджет глупо?
— Важно не манипулировать ребенком с помощью гаджета. К примеру, вы дали ребенку компьютер для игры на 30 минут. Если он заигрался, а мама забирает компьютер и говорит при этом «Все. Больше не дам!», то истерика будет нормальной реакцией ребенка. Если вы даете ребенку гаджет – учите его им пользоваться. Объясните ему: «Твое время закончилось. Прошло уже полчаса. Закрывай игру». Если же вы «просто даете» и «просто забираете» – то манипулируете малышом.
— Какие негативные случаи влияния гаджета на ребенка известны?
— Точных статистических данный пока нет – так как поколение, воспитанное на гаджетах еще не выросло. Но если судить по своей частной практике, то практически все обращения к психологу с детьми-аутистами – это следствие того, что в семье родители активно используют гаджеты, а ребенок копирует модель поведения родителей. Для аутиста общение с компьютером – это самый удобный способ сбежать от реальности в иллюзорный мир. Их же наоборот следует учить взаимодействию с реальностью.
Часты случаи, когда дети-аутисты говорят рекламными слоганами. Не осмысленно, а просто как попугайчики. Поэтому семье стоит обращать внимание на то, когда и почему у вас включен телевизор, нужен ли он сейчас и т. д. Родители должны понимать, что детям вообще нельзя смотреть рекламу. Вещи, которые рекламируются, не являются жизненно необходимыми, а образы, которые их рекламируют, чаще всего неестественны и далеки от реальности – они не учат ребенка видеть реальную жизнь, не формируют в нем личность, не дают услышать собственные желания.
— Может тогда родителям стоит вообще отказаться от мобильного и ноутбука?
— Это уже крайности. Глупо игнорировать телефон, интернет и компьютер. Отказ от техники и «уход в лес» лишает ребенка возможности развиваться в мире новых технологий, а, следовательно, делает его неконкурентноспособным в обществе.
Стоит помнить, что жизнь человека связана со многими циклами: сон-бодрствование, работа-отдых, прием пищи и ее усвоение и т. д. И если эти циклы связаны с гаджетом: ребенок не может заснуть без мультика по телевизору или не ест без телефона – это плохо. Жизненные циклы человека не должны быть связаны с электроникой.
— Какие советы вы бы дали родителям?
— Я бы советовала родителям насколько это возможно пользоваться гаджетами и вырабатывать культуру общения с техникой. Самим родителям обратить внимание на то, чтобы гаджет не занимал основное место в их жизни, не был целью, а служил инструментом, который помогает сделать что-то лучше и быстрее. Взаимодействие с гаджетом не должно вычеркивать все остальные вещи, как в вашей жизни, так и в жизни ребенка: прогулка, рисование, занятие спортом, чтение книги с мамой и т. д. Показывайте малышу, что связаться со своими родными он может независимо от того, есть ли у него мобильный телефон или нет. Что любую жизненную задачу, он может решить сам, не прибегая к технике, а общаясь с живыми людьми.