Российские врачи понимают, что обучение школьников сегодня невозможно без ярких канцелярских товаров и современных технических устройств, будь то ноутбук, интерактивная доска, электронная книга или смартфон. Вместе с тем медики опасаются, что использование гаджетов или некачественных ластиков и фломастеров может существенно подорвать здоровье детей.
МОСКВА, 29 авг — РИА Новости. Российские врачи понимают, что обучение школьников сегодня невозможно без ярких канцелярских товаров и современных технических устройств, будь то ноутбук, интерактивная доска, электронная книга или смартфон. Вместе с тем медики опасаются, что использование гаджетов или некачественных ластиков и фломастеров может существенно подорвать здоровье детей.
Об этом также свидетельствуют данные, которые были получены Минздравом в ходе диспансеризации подростков в 2011 году: примерно у 57% были выявлены различные заболевания. Чаще всего школьники страдают от болезней эндокринной системы, которые явились следствием неправильного питания и недостаточно активного образа жизни. На втором месте — болезни органов дыхания и на третьем — костно-мышечной системы.
«Специальные исследования, которые мы проводим, показывают, что у детей наблюдаются функциональные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и нервно-психические отклонения», — сказал врач РИА Новости.
Он напомнил, что результатом перенесенного стресса у взрослых могут быть инфаркт, инсульт и гипертонический криз. То же самое сейчас наблюдается у детей: увеличивается число подростков с повышенным артериальным давлением. Если все оставить как есть, то к 21 году школьники станут классическими гипертониками, считает главный специалист Минздрава.
В стране наблюдается дефицит школьных врачей, а специалисты, работающие в учебных заведениях, не обладают достаточными знаниями, они давно не обучались современным оздоровительным технологиям и тем более, они ничего не знают о влиянии современных информационно-коммуникационных технологий обучения на детей, считает Кучма.
Неправильные ноутбуки
Современные технологии, которыми пользуются школьники в процессе учебы, с одной стороны, дают педагогам возможность более наглядно продемонстрировать учебный материал, с другой стороны, увеличивают нагрузку на ребенка, считает Кучма.
По его словам, новые образовательные стандарты для школьников как раз направлены на разгрузку детей, они дают возможность получать знания вне уроков, заниматься проектной и творческой деятельностью, позволяют школьникам чередовать рабочую позу. Если обеспечить детям нормальную двигательную активность, как правило, улучшается физическое состояние, отметил врач.
Многие педагоги приветствуют использование учениками ноутбуков во время уроков. «Но ноутбук абсолютно не приспособлен для работы ребенка, потому что там фиксированная клавиатура и экран, он близко расположен к глазам, он не может быть удален на оптимальное расстояние, потому что клавиатура ноутбука не приспособлена к детской руке. Ни с точки зрения эргономики (приспособления рабочего места для наиболее безопасного и эффективного труда), ни с точки зрения офтальмологии ноутбук абсолютно не приемлем для ребенка, тем более как средство для обучения», — заметил Кучма.
Без телефона как без штанов
То же самое касается и использования смартфонов школьниками, отметил Кучма. Он напомнил, что сейчас учащиеся используют эти гаджеты для общения с друзьями в чатах или в социальных сетях, для просмотра фильмов или страничек в интернете. «Вы видели, как дети сейчас смотрят кино? Они закачивают их в свой смартфон и смотрят на скучном уроке или во время перемены на экранчике размером в свою ладошку», — сказал он.
С технической точки зрения у врачей нет никаких претензий к разработчикам: и планшеты, и смартфоны не превышают допустимые нормы излучения. Однако, проблема в том, что дети используют их непрерывно, добавил Кучма. Он считает, что параллельно с активным внедрением современных технологий в школах надо рассказывать и объяснять, как и сколько по времени можно пользоваться теми или иными устройствами без вреда для здоровья.
В свою очередь педагоги считают, что современный школьник не может обойтись без мобильного телефона. «Сейчас не давать мобильный телефон ребенку, все равно, что без штанов его выпускать из дома. Мама хочет знать, ел сегодня ребенок или нет, что давали на обед, какую оценку получил, не обидел ли его кто-нибудь», — заявил РИА Новости директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский.
При этом он категорически против использования сотовых телефонов во время уроков. «Дети — вполне разумные люди, как начался урок им надо сказать, чтобы они убрали мобильные телефоны и отключили звук, как прозвенит звонок с урока, пожалуйста, пользуйся», — добавил Рачевский.
Директор московского лицея №1518 Анна Мехед полагает, что родителям гораздо спокойнее, если у ребенка есть с собой сотовый телефон и они могут постоянно находиться на связи со своим чадом. «Как родитель, могу сказать, что мобильник нужен обязательно, чтобы знать все ли в порядке с ребенком», — сказала она РИА Новости. По ее мнению, дорогой аппарат школьнику абсолютно ни к чему. «Это родители выделываются, покупая дорогой телефон ребенку», — считает Мехед.
Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко считает, что российские первоклассники с помощью мобильного телефона смогут быстрее адаптироваться к школе и избежать стресса первых учебных дней. так как у детей будет возможность в сложные моменты позвонить родителям.