Как отучить ребенка от компьютера и отправить гулять

Мало того что погода этим летом не всегда способствовала играм на открытом воздухе — так дети и сами не слишком-то горят желанием выйти из дома. И их можно понять: делать им там совершенно нечего! Дворовые игры в прятки и казаки-разбойники остались в прошлом — благодаря социальным сетям мы можем ежедневно общаться с друзьями на другом конце света, но не знаем, кто живет с нами на одной лестничной клетке. Да и сложно всерьез предлагать ребенку играть в войнушку с помощью палки и лопуха, когда у него в игре на смартфоне есть добрый десяток моделей танков на выбор.

Как вытащить детей из интернета, где, как известно, найдется все, и заинтересовать их реальным миром, рассказывает Елена Смирнова. руководитель Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета.

ВИРТУАЛЬНОСТЬ — НЕ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

Опасность интернета и компьютера для детей вовсе не в том, что они могут что-то там найти или узнать. Дело в том, что дошкольники воспринимают виртуальную реальность не совсем так, как взрослые.

Самый яркий пример — это детские псевдомультфильмы с примитивной графикой на YouТube. Анимированные медведи и Человеки-пауки, исполняющие незамысловатый танец под простенькую мелодию, набирают миллионы просмотров! А все потому, что малыши готовы досматривать до конца абсолютно любое видео, даже без сюжета и содержания. В отличие них взрослые либо ищут что-то конкретное, либо переключаются на что-то поинтереснее.

— Для взрослых людей компьютер и интернет — это средство деятельности, работы, — рассказывает Елена Олеговна. — А для детей компьютер часто становится властелином их времени и души. Они включают его не как возможность с кем-то связаться или что-то узнать, а просто так! И когда дети проводят много времени в виртуальной реальности, они начинают путать, где зазеркалье, а где настоящая жизнь.

ПРОСТОР ДЛЯ ФАНТАЗИИ

Другая проблема — в том, что те же компьютерные игры не оставляют простора воображению. Все ходы, костюмы и диалоги персонажей заранее спланированы разработчиками, и надо лишь выбрать из 3 — 4 вариантов.

— Если сравнивать такие игры с едой, то вместо полезного и питательного обеда ребенок получает уже переваренный кем-то продукт, — приводит пример психолог. — Развитие происходит, когда ты сам придумываешь сюжет, игровую ситуацию и диалоги, когда ты сам создаешь информацию, а не когда потребляешь готовую.

Именно поэтому лучшие игрушки для детей — максимально простые! Например, тот же плюшевый медведь лучше Барби-русалки, потому что медведь может быть и мальчиком, и девочкой, и монстром, и домашним питомцем, и кем угодно, если это нужно для игры. А у Барби-русалки такого спектра ролей нет. По этой же причине хорошо, если у куклы нет ярко выраженной половой принадлежности: тогда то, что у куклы под юбкой, не будет отвлекать детей от игры.

ВМЕСТО ОНЛАЙН-ИГР — НАСТОЛЬНЫЕ

Впрочем, про вред компьютера и интернета, как реальный, так и надуманный, информации много. Вот как оградить от этого ребенка — вопрос посложнее.

— Есть экстремальные варианты — убрать компьютер, — рассказывает Елена Смирнова. — У ребенка 2 — 3 дня ломка, а потом он начинает читать, бегать, возвращается к жизни. Но это жестко, я не могу сказать, что всем советую такое.

Более гуманный вариант — переключить внимание чада с компьютерных игр на обычные. Тряхнуть стариной и устроить забег в мешках, конечно, можно, но это развлечение не на каждый день. Активные игры хоть и полезны, но в какой-то момент спина и колени явно попросят пощады. Тут на помощь придут настольные игры.

— Это могут быть не только классические шахматы или нарды, но и современные игры вроде «Имаджинариума», «Барабашки» и многих других, — считает эксперт. — В настольных играх дети могут участвовать наравне с родителями, а то и превосходят их. Главное условие — игра не должна быть скучной!

К слову о скуке: если настольная игра больше похожа на образовательную викторину — то это плохая игра. Поэтому все настолки с карточками вопросов и ответов, где выигрывает тот, кто больше знает, лучше оставить на витрине магазина.

И да, покупать настольные игры совсем не обязательно. В Москве и во многих других городах сейчас работают антикафе с большим ассортиментом настолок, чаем и печеньем в неограниченных количествах и достаточно скромной почасовой оплатой. Для более продвинутых игроков есть специальные клубы, куда можно прийти со своей компанией или присоединиться к местным соревнованиям.

ПОКА ХОРОШАЯ ПОГОДА

Лучше всего, конечно, пользоваться моментом и, пока стоит хорошая погода, отправить ребенка играть на свежем воздухе. Для этого надо придумать какое-либо занятие, которым он сможет заниматься в одиночку или с кем-то — например, с вами или с другими детьми. Возможно, понадобится подготовительная работа.

Вот перечень самых простых игр на свежем воздухе, которые рекомендуют эксперты Центра игры и игрушки:

«Самолеты» и «кометы»

Возраст — от 3 до 9 лет

Если ребенок совсем не хочет отрываться от смартфона, можно дать ему задание с подвохом — найти на YouTube лучшую модель бумажного самолетика. Потом подсунуть пачку старых газет и выгнать на улицу проводить тест-драйв.

Детям помладше может понравиться запускать «кометы». Для этого надо нарезать на длинные ленты несколько тонких целлофановых пакетов (лучше цветных), насобирать на улице шишек, и привязать к ним эти ленты. Шишки можно кидать, а можно просто крутить так, чтобы «хвосты кометы» выписывали в воздухе круги, восьмерки и другие фигуры.

«Воздушный змей»

Возраст — от 5 до 12 лет

Конструкций воздушного змея может быть миллион! Для самых простых достаточно клея, нитки и листа бумаги. А уж как его украсить, ребенок придумает сам. Можно склеить дома сразу несколько разных конструкций, чтобы проверить, какая модель полетит дальше и охотнее. Заодно будет чем поделиться с желающими принять участие в запуске змея.

«Поиск сокровищ» и «Капсула времени»

Возраст — от 10 до 13 лет

Если родителям не лениво, то по дороге с работы или из магазина можно спрятать для ребенка небольшое послание или сюрприз, а потом нарисовать для него карту сокровищ. Если лениво — можно предложить ему спрятать клад для себя самого или друзей. Важное правило — клад не должен быть слишком ценным, а территорию острова сокровищ лучше ограничить парой — тройкой окрестных дворов.

Возраст — от 3 до 10 лет

В американских фильмах у каждого счастливого ребенка есть свой домик на дереве. У нас же обычно дети сооружают дома прямо в спальне из стульев, диванных подушек и одеял. Но если у вас найдется старая простыня и пара ковриков для йоги, то этого более чем достаточно для строительства целого дворца во дворе. Из коробок можно соорудить мебель, а коробка из-под телевизора уже сама по себе тянет на полноценный особняк. Не забудьте только потом разобрать дворец и убрать за собой.

Добавить комментарий